Группа №3 «Светлячки», город Искитим, Новосибирская область

Пальчиковые игры как основополагающий фактор речевого развития детей младшего дошкольного возраста

 Любовь Бахарева 

Пальчиковые игры как основополагающий фактор речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты слуховая память, внимание и связная речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики кистей рук и органов речи способствует формированию правильного произношения звуков, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психологическое напряжение.

Развитый мозг и неразвитая рука вполне закономерное при современном образе жизни явление. Родители меньше говорят с детьми, так как очень заняты на работе, дети меньше говорят потому, что больше смотрят телевизор и слушают СД диски. Современные дети редко делают что-то своими руками, так как нано - технологичные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не совсем эффективно для развития мелкой моторики. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, явления природы, людей и их деятельность. В ходе

пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама берёт малыша на руки, поглаживает и щекочет его ладошку, то ребёнок получает множество необходимых впечатлений для его эмоционального и интеллектуального развития.

Пальчиковые игры, являются инсценировкой каких-либо рифмованных историй, стихов, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт детям возможность ориентироваться в таких понятиях как: вправо, влево, вверх, вниз. Эти игры очень важны и для развития творческих способностей дошкольников. Если ребёнок усвоит одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков, песенок, потешек и прибауток. Насколько ребёнку понравилась игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких детей важным является ласковое настроение и бережное прикосновение. Для детей 3-5 лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.

Итак, пальчиковые игры являются важным средством укрепления здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия ребёнка. Взаимодействие слова и движения доставляют детям радость, развивают слуховую память и речевую активность. Таким образом, пальчиковые игры являются основополагающим фактором развития речи детей младшего дошкольного возраста.

3 ноября 2019 в 22:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.