Группа №3 «Светлячки», город Искитим, Новосибирская область
|
Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста в играх по мотивам фольклорных произведенийЛюбовь Бахарева Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста в играх по мотивам фольклорных произведений На современном этапе повышение роли игры в различных сферах жизни и деятельности детей дошкольного возраста является весьма актуальной проблемой. Педагоги-практики начинают осознавать и видеть то, что игра содержит в себе огромный развивающий потенциал, который необходимо использовать в работе по развитию выразительной речи дошкольников. Проблема развития детской речи нашла отражение в трудах таких известных отечественных психологов, как Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, и педагогов Т. И. Бабаевой, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, А. Г. Арушановой, О. М. Ельцовой и др. Вот уже много лет я работаю по программе «Детство», разработанной коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. В этой программе развитие речевой активности рассматривается как одна из ведущих задач развития речи дошкольников. Многолетний опыт работы показал, что наиболее подходящим средством развития речевой активности дошкольников являются игры по мотивам произведений устного народного творчества. Работу по развитию речевой активности младших дошкольников я начала с создания развивающей речевой среды в группе, которая стимулировала быдошкольников к желанию слушать произведения устного народного творчества, импровизировать по фольклорным мотивам. Ведь в своё время ещё Е. И. Тихеева утверждала, что «в пустых стенах ребёнок не заговорит». С помощью родителей создала центр книги под названием «Книжкин дом». Организовала выставку иллюстраций к русским народным сказкам, потешкам. Сделала подборку аудиокассет с записью русских народных произведений в профессиональном исполнении. Оформила центр театрализованной деятельности с различными видами театров и реквизитами для театрализации русских народных сказок, потешек. Устное народное творчество является самым оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности малышей, поэтому в этот период, активно использовала песенки, потешки, прибаутки, музыкальные сказки по мотивам фольклорных произведений. Комплексные и интегрированные занятия позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности. Это помогает младшим дошкольникам лучше усвоить программный материал по речевому развитию. Как показала практика, наиболее эффективными были те занятия, которые включали в себя фольклор и проводились в форме игры, поэтому на занятиях я стала использовать элементы театрализации. Очень часто я сама становилась сказочным персонажем, устраивала сюрпризные моменты. Этим я привлекала и удерживала внимание детей. Перед детьми я была в роли мамы-зайчихи, в роли лисы, медведя, при этом старалась голосом, жестами, мимикой показать особенности сказочных персонажей. Дети легко подражали моей речи, повторяли слова, фразы, сказочных персонажей воспринимали всерьёз. В совместной образовательной деятельности проводила логоритмические игры с использованием потешек, хороводные игры, игры – инсценировки по фольклорным мотивам с участием детей. Разные виды театрализованной игры обеспечили широкую практику детей в выразительном рассказывании. Такая необычная игровая деятельность вызывала у детей интерес к общению, яркий эмоциональный настрой и желание самостоятельно применять средства выразительности для воплощения образов сказочных героев. Таким образом, устное народное творчество способствует повышению уровня развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста. 6 декабря 2019 в 22:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.